Первый фотоаппарат республики

Текст: Светлана Тулуш, Хулербен Кадыг-оол  |  Фото: из фондов Национального музея

Здание Национального музея им. Алдан-Маадыр Республики Тыва является одной из достопримечательностей нашей столицы. С начала марта заметно потеплело, и музей облепили молодые люди, которые фотографируются на его фоне. Потом, конечно, снимки пойдут в социальные сети, мессенджеры. И так просто сегодня сделать фотографию: нацеливаешься, тыкаешь пальцем в экран смартфона. Вот и все. Наверное, почти никто из ребят не задумывается, что в музее работал первый профессиональный фотограф нашей республики, выдающий исследователь, человек, который посвятил Туве свою жизнь, – Владимир Петрович Ермолаев. Говоря сегодняшним немного странным языком, его (с очевидными оговорками, естественно) можно назвать первым блогером, даже «инстаграмщиком», если хотите. Только вместо смартфона у него было несколько громоздких устройств, а вместо социальных сетей – выставки, публикации в печатных журналах, газетах и т.д.

В этом году Национальный музей Республики Тыва отмечает 90-летие. В фондах хранится более 150 тысяч предметов, и за каждым музейным экспонатом стоит судьба человека, семьи и даже история народа. В 2012 году во время мероприятий, посвященных 120-летнему юбилею первого директора музея Владимира Петровича Ермолаева, его внук Владимир Александрович Ермолаев передал семейную реликвию – фотоаппарат, которым пользовался его дедушка примерно в конце 1930-х начале 1940-х гг. ХХ века. В фондах музея среди множества фотоаппаратов советского времени он стоит отдельно. При детальном изучении оказалось, что в него заправлена пленка, которую еще предстоит проявить. Такое часто бывает, когда в сдаваемых предметах остаются другие, не менее важные материалы. Мы их тоже сохраняем, и они тоже становятся историей. Чем же этот интересен фотоаппарат? Начнем обо всем по порядку.

Владимир Петрович Ермолаев (28.07.1892-01.04.1982) – первый директор Государственного музея Тувинской Народной Республики (1921-1944 гг.) краевед, фотограф, писатель и журналист родился в селе Канско-Перевозинское Красноярского края. У него было нелегкое детство и ему рано пришлось уйти из дома на заработки. Несмотря на тяжелые условия жизни, его отличала огромная тяга к знаниям, но в школу ему походить так и не довелось. Тем не менее, Владимир Петрович всему научился самостоятельно, и, более того, в будущем стал профессионалом во многих отраслях.

В 17 лет юношей он устроился работать в Красноярский краеведческий музей. Это было то место, где полученные до этого обрывочные знания и навыки нашли применение и стали развиваться дальше: краеведение, техника, наука, журналистка, изобретательство, экспедиции… Работая в Красноярском музее, он имел уникальную возможность встретиться с норвежским полярным исследователем Фритьофом Нансеном, который подарил ему редчайшую по тем временам вещь – фотоаппарат. Именно с этим устройством в 1913 году Владимир Ермолаев прибыл в Урянхайский край в составе научно-исследовательской экспедиции, а с 1916 года остался здесь жить и работать на долгие годы.

Фотоаппарат, подаренный Владимиру Петровичу Ермолаеву Ф. Нансеном, волею случая попал в фонды музея-заповедника «Шушенское» в 2005 году. Вся цепочка владельцев и событий, связанных с этим фотоаппаратом, описаны в статье «Удивительной души человек (штрихи к портрету В.П. Ермолаева – первого директора Национального музея Республики Тыва)» Лидии Петровны Сапрыкиной – научного сотрудника музея-заповедника «Шушенское» Красноярского края. Именно с ней мы связались для получения информации об этом предмете.

Название фотокамеры в музее записано так – «дорожный фотоаппарат со складным мехом». Марка и фирма-производитель камеры неизвестны, так как информационная табличка на камере была утрачена, от нее остался только след. Размер камеры в собранном виде составляет 35х30х16.5 см., в рабочем положении — 35х30х40 см.; кадр 18х24, под объективом стоит номер «68319», мех передвигается по металлическим рельсам. Деревянный штатив произведен в СССР, высота треноги — 122 см. 

Легенда этого предмета записана со слов сдатчика – Фориса Павла Павловича, бывшего фотографа музея-заповедника «Шушенское»: «17 мая 1981 года познакомился с Владимиром Петровичем Ермолаевым, ему было 88 лет. Уговорил его продать камеру… Передавая предмет, Владимир Ермолаев рассказал, что в 1913 г. этим фотоаппаратом он запечатлел знаменитого исследователя Фритьофа Нансена… Уже будучи в Туве на эту камеру снимал поэта С. П. Щипачева, писателя С.А. Сарыг-оола, тувинского добровольца Х.Н. Чургуй-оола и др.».

Стоит отметить, что сам Владимир Петрович в этом разговоре не упомянул, какой по счету это был его фотоаппарат, но то, что именно он связан с Тувой, не вызывает никакого сомнения. Кстати, сотрудники музея-заповедника «Шушенское» были уверены, что именно первый фотоаппарат Владимира Ермолаева хранится у нас в фондах. Внук Владимир Александрович полагает, что первый фотоаппарат его дедушки хранится в Красноярском краеведческом музее. Отсюда следует, что вопрос о первом фотоаппарате Владимира Петровича Ермолаева остается открытым и требует поисковой работы.

Таким образом, фотоаппарат со складным мехом для нас является ценным втройне: во-первых, как старинный предмет, во-вторых, как фотоаппарат, принадлежавший знаменитому путешественнику Фритьофу Нансену и в-третьих, как фотоаппарат, принадлежавший первому директору музея Владимиру Ермолаеву, благодаря которому мы имеем столько черно-белых фотографий начала ХХ века.

Со временем появляются более совершенные фотоаппараты, уже не такие громоздкие, более удобные в использовании. Предположительно в конце 1930-х гг. Владимир Петрович Ермолаев, как человек, шагающий в ногу со временем, выписал себе фотоаппарат «Kodak Retina II» (Германия, Kodak AG), объектив Schneider Kreuznach Retina Xenon f:2,8; F=5 cm, затвор Compur Rapid. Модель появилась в 1936 году и существовала вплоть до 1950 г. Работоспособность нами не проверялась, но внешне механизм исправный. Именно этот фотоаппарат передал Владимир Александрович Ермолаев в 2012 году.

По сравнению с предыдущим фотоаппаратом этот был просто «малюткой»: размеры его в сложенном состоянии — 120x75x35 мм. Фотоаппарат имеет кожаный коричневый чехол с металлическим каркасом в нижней части. На чехле имеется аббревиатура «D.R.P» от Deutschen Reichspatent – «Немецкий государственный патент». Ремешок для чехла самодельный, прошит по краям черными нитками и, судя по всему, вставлен уже позже. В целом сохранность фотоаппарата хорошая, за исключением крышки объектива, у которой в нескольких местах сошла краска. Объектив фотоаппарата выдвинут, крышка открыта. С этим фотоаппаратом В.П. Ермолаев, скорее всего, использовал узкую пленку (35 мм.).

Примерно в конце 1940-хх гг. Владимир Петрович заказал себе новый фотоаппарат Leica с немецкой оптикой. Этой камерой позже пользовался его сын Александр, который работал фотокорреспондентом в газете «Шын», а затем и внук в 1970-80-х гг. По словам Ермолаева, этот фотоаппарат со временем затерялся. Зато в нашем музее сохранился вполне рабочий фотоувеличитель, принадлежавший В.П. Ермолаеву, которым пользовались вплоть до 2003 года музейные сотрудники.

Хотелось бы отметить, что мы рассказали только о тех фотоаппаратах, о которых нашли достоверную информацию, но совершенно точно можно сказать, что фотоаппаратов у него было больше. Владимир Александрович Ермолаев предположил, что у дедушки был еще фотоаппарат «Любитель», но точно уже о нем не помнит.

В настоящее время в фотофонде Национального музея Тувы 16 фотоальбомов В.П. Ермолаева, названия первых 14 даны самим автором и хранятся под этими наименованиями. Бесценный архив, в котором насчитывалось свыше 4000 негативов по истории Тувы, удалось получить благодаря усилиям ветерана музейного дела, доктора исторических наук, академика, великого исследователя М. Б. Кенин-Лопсана. Основная задача нашего поколения – сохранить этот уникальный и «хрупкий» фонд для будущих поколений. На сегодняшний день наиболее значимая часть фонда переведена в цифровой вид, и эта работа продолжается вместе с научной обработкой. Именно фотографии В. П. Ермолаева составляют большую часть знаменитого фотоальбома «Черно-белая Тува», который был создан по инициативе Героя России, Генерала Армии, Министра обороны РФ С. К. Шойгу.

Прошли давно те времена, умерли люди, которых запечатлел мастер. Никто уже не боится фотографироваться, не думает, что так у него украдут душу (а ведь было такое!). Удивительно, но распечатывая фотографии с негативов, поражаешься их качеству и четкости, а ведь прошло уже более 100 лет! А как выразительно передают черно-белые фотографии эмоции людей и дух того времени! Это говорит о качестве фотоаппаратов и, конечно, же, высоком мастерстве фотографа, краеведа и первого директора музея Владимира Петровича Ермолаева.

Было бы здорово, если бы в каждой фотостудии нашей республики висела фотография Первого Фотографа Тувы.

Девушка из Сут-холя, сопровождавшая обоз с подарками для Красной Армии в Кызыл. 1942 г. Фото В.Ермолаева

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *