Удивительные коллекции «Октая»

Текст: Маргарита Татаринцева    |    Фото: из личного архива автора

Надежда Васильевна Пономарева и ее соратники по ансамблю изначально проявляли интерес к народному декоративно-прикладному искусству во всех его проявлениях. Известно, что предметы прикладного характера и утилитарного назначения, изготавливаемые народными мастерами, нередко воспринимаются как произведения искусства, потому что в них отразилось и креативное начало умельца, когда он думал не только о практическом назначении и пользе предмета – домашней утвари, одежды, посуды, детской игрушки, тканом полотенце, но и о красоте.

Ценить все это тем более важно, что в наш век в повседневном быту такие штучные изделия ручной работы встречаться почти перестали, так как народные промыслы и ремесла, народное декоративно-прикладное искусство в целом постепенно утрачивали свою востребованность и их повсеместно заменили вещи массового фабрично-заводского производства, лишенные признаков индивидуальности. И так происходит во всём мире, таковы издержки глобализации. Поэтому с глубоким удовлетворением приверженцы национальной русской культуры, ее ценители отмечают, что вместе с песенно-музыкальным «фольклорным ренессансом», интересом к русской старине в настоящее время более активно стал проявляться интерес к декоративно-прикладному народному творчеству, народным ремеслам и промыслам, так или иначе связанным с национальными корнями народа, его историей и бытом.
Руководитель «Октая» понемногу с самого начала существования ансамбля начала собирать коллекцию старинных предметов обихода русского крестьянина – сундуки, прялки, самовары, рушники-полотенца, тканые пояса, народные куклы, игрушки, головные платки, предметы домашней утвари, посуду и т.д. – так сказать, создавать для детей, занимающихся фольклором, мини-музей русского народного быта. Что-то пришлось покупать, некоторые предметы старины были получены в дар, о некоторых раритетах народной бытовой культуры приходилось только мечтать, они были или очень редки, или недоступны по цене. Постоянная работа с детьми на репетициях, другие формы общения с ними в подвале, где обитает «Октай», проходили в соответствующем фольклорному направлению деятельности ансамбля окружении – кругом расставлены, развешены и разложены удивительные для городского ребенка старинные предметы быта, например прялки, используется старая деревянная мебель – сундуки, скамьи, старого типа домотканые дорожки, выставлена коллекция кукол, народных игрушек, на стенах висят народные музыкальные инструменты, сами стены ярко расписаны в духе народного лубка и т.д.

Народные костюмы
Ансамбль «Октай» отличается от других коллективов не только тщательно продуманным репертуаром и мастерством исполнения, но и необычайно колоритными и этнографически точными костюмами. Дети и взрослые костюмы любят, ценят, берегут, при необходимости тщательно реставрируют. История их создания тоже представляет интерес, здесь лучше всего привести слова об особенностях этой коллекции самого руководителя ансамбля.
Надежда Пономарева:
– Первые костюмы для ансамб-ля были заказаны в Санкт-Петербурге, я только что пришла в отдел культуры молодым руководителем, и меня сразу отправили в командировку, чтобы забрать уже готовые костюмы в стиле «а-ля рус» для городского ансамбля песни и танца.
Разумеется, уважающий себя фольклорно-этнографический коллектив носить такие костюмы не мог. Были заказаны восемь других костюмов разных областей России, которые были выбраны по книге «Русский народный костюм» из собрания Государственного музея этнографии народов СССР.
Цена на костюмы оказалась довольно приемлемой, и пошили их довольно быстро. Но когда мы их получили, оказалось, что вместо вышивки орнаменты были нарисованы краской! Расстраивались недолго. Нашли в Народно-художественных промыслах молодую вышивальщицу, которая вышила эти костюмы прямо по краске шёлковыми нитками. Благо, сами костюмы были сделаны довольно качественно. Настоящая ручная вышивка, конечно, стоила бы очень дорого.
Таким образом, коллектив первого состава «Октая» был одет, и одет довольно-таки неплохо. Эти костюмы прослужили долго, некоторые из них до сих пор задействованы в концертах.
Поскольку в репертуаре важное место было отведено духовным стихам, пришлось основательно задуматься над старообрядческим костюмом. Состоялась не одна экспедиция в Эржей, Сизим, Ужеп и даже к матушкам в скиты для изучения типичной праздничной одежды старообрядцев. Несмотря на то, что местные жители утверждали, что у них не было вышивки в костюме, мы нашли образцы с вышивкой и не только на женских, но и на мужских рубахах. Не без труда выпросили образцы сарафанов-горбачей, лямочников, рукавов (кофта под глухой сарафан), кафтанов, головных уборов-венцов. По этим образцам и начали шить староверские костюмы. Сейчас коллекция народных костюмов составляет около 200.
Народный сценический костюм, который нередко создается не на один год, подновляется, украшается, но главное, в нем грамотно выдерживается фольклорный стиль, особенности, присущие данной местности, региону. Важно также, что ни один костюм у юных октайцев не повторяется, они все разные.

Музыкальные
инструменты
Коллекция собиралась много лет – сначала это были русские народные инструменты, затем появилось желание дополнить ее экзотическими народными инструментами разных стран мира. Эти инструменты выглядят и звучат удивительно и непривычно, в концертах ансамбляони не задействованы, а вот русские народные инструменты используются активно. Сейчас в коллекции сотни народных инструментов, они систематизированы по группам в зависимости от способа звукоизвлечения. Так, впечатляет собрание духовых инструментов, которое включает в себя: свирели – 40 штук, калюки –13 штук, жалейки – 5 штук, а также волынку, пимаки, блокфлейты, владимирские рожки, хулуси, сопелки, шен, китайскую флейту, флейты Пана, двойные флейты, африканскую дудку, еврейскую трубу, духовую гармонику, кугиклы. Внушительный список составил бы перечень струнных инструментов, шумовых, есть и ударные и. Имеются в коллекции и совсем редкие инструменты, например, данбао, джиджериду, варганы, японский хичирики и др. У «Октая» есть друзья музыканты-коллекционеры, собирающие инструменты народов мира и умеющие играть на каждом инструменте из своей коллекции!
Из русских народных инструментов к редко встречающимся можно отнести струнную колесную лиру, которая сопровождает исполнение духовных стихов «Октаем» (у нее унылый, несколько гнусавый звук), и гусли, воспетые в русском фольклоре, но давно уже вышедшие из широкого применения.
Расскажем о том, как попали первые гусли в коллекцию «Октая».
Надежда Пономарева:
– Первые гусли я заказывала в Пскове, там самая древняя в России школа гусляров. Лечу в Псков. Выдают мне гусли, а я же их раньше в глаза не видела. Требую, чтобы мне дали еще хорошего гусляра, чтобы он мне все показал. Гусляра нашли. Он все мне разъяснил, что к чему, как настраивать, аккорды нарисовал. Звуки гуслей очаровывали. В руках профессионала это было просто волшебство, гусляр-то был не простой, а очень известный, со знаменитым народным хором объездил весь мир. Сейчас у нас в коллекции 10 гуслей. Дети в ансамбле, конечно же, осваивают народные инструменты с большим удовольствием. Никаких сверхспособностей для этого не требуется. Игра на народных инструментах имеет прикладной характер, и, выучив на балалайке три аккорда, ты уже можешь подыграть себе, например, частушку. Не нужно часами сидеть за инструментом.
Инструменты из собранной коллекции активно используются в концертах. Больше всего задействованы гармонь, балалайка, жалейка, свирели, флейты, дудки, при исполнении духовных стихов звучит колесная лира, из шумовых инструментов могут использоваться косы, пила, ложки и другие.

Коллекция (от лат. Collectio — собирание, сбор) — систематизированное собрание предметов, объединённое по какому-то конкретному признаку, имеющее внутреннюю целостность и принадлежащее конкретному владельцу — частному лицу, организации, государству (из Википедии).

Народная игрушка
Как и фольклор, народное декоративно-прикладное искусство – важное средство художественного воспитания ребенка, приобщения его к истокам народной культуры. Самостоятельное изготовление какого-либо предмета дарит маленькому человеку радость творчества. В связи с этим заслуживает отдельного разговора кружок глиняной игрушки, существующий при ансамбле много лет. Им руководит профессиональный художник Юрий Макарович Ахпашев. Детские керамические изделия кружковцев – это в основном человеческие фигурки и фигурки животных и птиц, разного рода свистульки и т.д., выполненные в народных традициях. Они не раз представлялись на выставках, участвовали в конкурсах, например, трижды участвовали в конкурсе российского масштаба «Русь мастеровая».
Председатель Правительства Ш.В. Кара-оол, побывав в подвале «Октая», ознакомившись с работой его руководителей по воспитанию городских детей в духе народных традиций и народного творчества, подарил кружковцам печь для обжига глиняных игрушек.
Коллекцию кукол разных народов октайцы начали собирать давно, ведь кукла – самая популярная игрушка, а в ансамбле-то дети. Сравнительно недавно был организован кружок по изготовлению народной куклы в традиционном народном стиле, и уже набралась целая их коллекция. Известно, что в крестьянском обиходе почти не было покупных игрушек для детей, родители и сами дети изготавливали тряпичных кукол, традиция эта существовала с незапамятных времен, ни одна девочка, наверное, не выросла без куклы. Но и взрослым куклы иногда были нужны, ведь они по своему назначению делились на три группы: обереги, игровые и обрядовые.
Кукла-оберег (берегиня) защищает человека от опасностей как талисман. Эта кукла не для забавы, ее даже изготавливают по-особому, не прибегая к ножницам и иголкам. А игровые куклы могли быть сшитыми или свернутыми, имели яркую нарядную одежду и служили для игр и забав девочек.


Были еще и обрядовые куклы, они имели ритуальное назначение. Например, «десятиручка» предназначалась девушке в помощь для ее многочисленных дел – тканье, шитье, вышивание, вязание, прядение и т.д. Существовала также традиция изготавливать подарочные куклы-обереги, например, молодоженам к свадьбе, дарить их по разным поводам и с разным назначением. Конечно, куклы были по-разному красивы и выглядели неодинаково. Елена Владимировна Франк, которая сама учит кружковцев делать в народном стиле любую куклу и объясняет ее назначение, собрала уже сотни кукол – разнообразных, удивительных, есть на что посмотреть!

Платки
Ну и наконец, о коллекции головных платков. Русская замужняя женщина-крестьянка никогда не появлялась на людях с непокрытой головой, все помним выражение «опростоволоситься» – попасть женщине в неловкое, неудобное положение из-за непокрытой головы. Фольклорный ансамбль «Октай» всегда пел народные крестьянские песни, духовные стихи, при этом голова должна быть покрыта даже у самой маленькой исполнительницы. Но как хочется, чтобы платок на голове был красивым, а шаль на плечах нарядной! Отсюда постепенно сформировалась еще одна коллекция «Октая» – традиционных русских головных платков и шалей. Есть в коллекции очень редкие, старинные дорогие платки и шали, есть более массового и повседневного назначения, так когда-то одевались-наряжались наши прабабушки, а мы уже этого не застали, увидим разве что в кино или в театре.
Время от времени взрослые в помещении подвала устраивают тематические выставки из предметов своей коллекции, например, выставки старинных платков с рассказом об их истории и бытовании в России, или рушников, мини-выставки глиняных игрушек, самодельных кукол, которые с интересом рассматривают не только дети, но и взрослые друзья «Октая» – знакомые, родители, жильцы дома. Выставки наделяются комментариями и сопровождаются песнями детского ансамбля или ансамбля «Верея» – фольклорного ансамбля взрослых, которыми тоже руководит Н.В. Пономарева. И это бывает интересно, радостно, тепло и как-то по-семейному.
Накопленные за 30 лет существования детского фольклорно-этнографического ансамбля «Октай» разнообразные коллекции предметов народного быта и народного декоративно-прикладного искусства, музыкальных инструментов, костюмов, игрушек и др. помогают формировать у детей эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира. Собрание коллекционных предметов на сегодняшний день столь значительно и разнообразно, что в планах руководителей ансамбля есть намерение организовать самостоятельные тематические выставки из своих коллекций для более широкой публики, например, в Национальном музее Тувы или на других площадках.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *